31 декабря 2019

«Миллион алых роз» До Слез: Какой великой истории любви художника и актрисы посвящена песня Пугачевой

пугачева миллион алых роз

Жизнь грузинского художника-самоучки Нико Пиросмани (Пиросманишвили) полна загадок: осталось всего два его достоверных изображения, около 300 картин и множество легенд, самая красивая из которых стала основой песни «Миллион алых роз». Нищий художник подарил актрисе и танцовщице Маргарите не только бессчетное количество цветов, а нечто большее – бессмертие на своем полотне и в памяти многих поколений.

Нико Пиросмани в молодости
Нико Пиросмани в молодости

Нико был поистине народным художником, который никогда не учился рисовать, а говорил, что его рукой водит сам Господь. У него не всегда была возможность купить холст, и он рисовал на чем придется: на досках, жестяных листах, клеенках, которыми покрывал столы в трактирах. И даже не подозревал, что интуитивно создает свои картины в манере примитивизма, популярного в те времена в Европе. Грузинский гений не получил при жизни ни денег, ни славы, и умер в нищете.

Автопортрет Пиросмани, около 1900 г.
Автопортрет Пиросмани, около 1900 г.

Муза с афиши

В 1905 г. весь Тифлис пестрел афишами, в которых говорилось о гастролях театра «Бель Вю». Его звездой была Маргарита де Севр. Широко рекламировалась ее «уникальная способность танцевать модный кек-уок и одновременно петь шансоны». Легенда говорит, что художник влюбился в актрису, увидев ее портрет на афише. Пиросмани часами стоял возле гостиницы, чтобы хоть краем глаза взглянуть на обожаемую женщину.

Картина Пиросмани «Актриса Маргарита»
Картина «Актриса Маргарита»

Современники рассказывали, что Нико со слезами восторга целовал ее следы. Художник написал ее портрет, но красавица не оценила его старания. Такое пылкое поклонение тяготило Маргариту, и она оставалась неприступной, словно Эльбрус.

Целое море цветов

Тогда отчаявшийся Нико решился на безумный поступок. Он распродал все немногочисленное имущество и в день своего рождения отправил к дому актрисы 9 повозок, доверху загруженных цветами.

Константин Паустовский так описывает это событие: «Каких цветов тут только не было! Бессмысленно их перечислять! Поздняя иранская сирень. Густая акация с отливающими серебром лепестками. Дикий боярышник, нежная синяя вероника, бегония и множество разноцветных анемон. Изящная красавица-жимолость в розовом дыму, красные воронки ипомеи, лилии, мак, настурция, пионы и розы, розы, розы всех размеров, всех запахов, всех цветов — от чёрной до белой и от золотой до бледно-розовой, как ранняя заря. И тысячи других цветов». (Повесть «Бросок на юг»)

Предполагаемое фото Маргариты де Севр
Предполагаемое фото Маргариты де Севр

Возницы охапками выгружали на мостовую душистый груз, и вскоре вся улочка была покрыта цветами.

Существует несколько версий того, что произошло дальше. По одной из них, танцовщица вышла из дома, порывисто обняла художника и с благодарностью поцеловала. Вскоре гастроли закончились, театр покинул Тифлис, и Пиросмани больше никогда не видел свою любимую. Другая версия говорит, что они так ни разу и не встретились, поскольку Маргариту увез из города богатый поклонник.

Продолжение истории

фотографий Нико Пиросманишвили
Вторая из фотографий Нико Пиросманишвили

После своего романтичного поступка Нико совсем обнищал: картины его не пользовались спросом, он работал за еду, ночевал в подвалах. Причиной его смерти 7 апреля стал голод и болезни. Неизвестно даже место захоронения Пиросмани.

Но история великой любви неожиданно получила продолжение. В 1968 г. в Лувре проводилась выставка работ грузинского самородка. Служители музея обратили внимание, что почти каждый день пожилая дама подолгу стоит перед портретом «Актрисы Маргариты». Оказалось, что это постаревшая мадам де Севр приходит на свидание со своей молодостью.

Маргарита де Севр (слева) перед портретом работы Пиросмани
Маргарита де Севр (слева) перед портретом работы Пиросмани

Однажды она попросила сфотографировать ее на фоне портрета и сказала, что хочет передать на родину письма Пиросмани. Но сотрудники делегации грузинской ССР не решились взять бумаги, опасаясь осложнений за контакты с иностранцами. Дальнейшая судьба этих писем, как и самой Маргариты неизвестна.