1 декабря 2019

Кто лучше сыграл одесскую маму: Крючкова или Розанова? Тетя Песя против Раисы Ировны

Розанова и Крючкова одесские мамы

Сериал «Ликвидация» даже спустя 12 лет после выхода на экраны пользуется любовью зрителей. Фразы главных героев сразу разобрали на цитаты, а тетя Песя, которую сыграла Светлана Крючкова, стала эталоном типажа еврейской мамаши. Однако после премьеры фильма «Одесса», у тети Песи появилась конкурентка – Раиса Ировна, которую исполнила Ирина Розанова. Форумы кинолюбителей тут же запестрели сравнением двух ролей, зрители начали спорить, кто из актрис точнее, ярче, глубже воплотил образ одесской еврейки.

Поклонники Светланы Крючковой утверждают, что она стала украшением фильма, смогла абсолютно вжиться в роль, достоверно изобразить еврейскую маму и создать маленький шедевр в рамках картины. И хоть тетя Песя далеко не главный персонаж, ее высказывания сразу полюбились зрителям.

Однако не все так благосклонно отнеслись к игре Крючковой: часть публики считает, что образ получился карикатурным, чрезмерно «пересоленным». По их мнению, актриса слишком сгустила краски, и в результате сыграла кого угодно, но только не одесситку.

Сторонники Ирины Розановой считают, что ее замечательная игра спасла посредственный фильм Валерия Тодоровского. Специально для этой роли Розанова выучила идиш, старалась передать музыкальность языка, уловить интонации. Многие поклонники отметили, что в ее героине узнали свою еврейскую бабушку или тетю.

Между тем, некоторые зрители считают роль Раисы Ировны провальной для такой опытной и талантливой актрисы как Ирина Юрьевна. Ее игру назвали неискренней, говор ненатуральным и гротескным. Ее героиня не имеет ничего общего с колоритными жительницами Одессы. Кроме всего прочего, она чрезмерно худа для этой роли.

Без кишиневского двора из детства Крючковой не было бы тети Песи

Тетя Песя - маленький шедевр Светланы Крючковой
Тетя Песя — маленький шедевр Светланы Крючковой

В январе 2016 г. Светлана Крючкова в интервью на радио «Серебряный дождь» рассказала о своем кишиневском детстве. Она жила во дворе, который напоминал одесский дворик из «Ликвидации»: там говорили на невероятной смеси идиша, молдавского, русского и украинского языков. Люди не придавали значения национальности соседей, были добрее и терпимее друг к другу. Маленькую Свету окружали друзья из многочисленных еврейских семей, она впитала эту систему взаимоотношений, невероятное чадолюбие матерей, которые совершенно точно знают, что нужно их детям.

«Мне всегда говорили: «Ты – еврейская мама». А какая же еще могла вырасти в этом дворе? Конечно, еврейская мама. У нас двор был необыкновенный».

Светлана Крючкова, кадр из «Ликвидации»
Светлана Крючкова, кадр из «Ликвидации»

Через свою героиню Светлана постаралась показать систему отношений, которую знала с детства: эмоциональную, громкую, немного взбалмошную, но очень искреннюю и открытую.

«Я вот еще что хотела сказать о нашем дворе, что без него не было бы такой роли, как тетя Песя Шмуклес в «Ликвидации».

«Еврейскую маму играю, как и русскую – с душой»

Ирина Розанова и другие актеры картины «Одесса»
Ирина Розанова и другие актеры картины «Одесса»

Ирина Розанова после премьеры «Одессы» рассказала, что этот фильм стал для нее особенным.
«В этом фильме играю не я, а моя мама, если отбросить язык, говор. Всё, что касается внутренней сути, – это моя мама».

Леонид Ярмольник и Розанова сыграли супругов
Леонид Ярмольник и Ирина Розанова сыграли супругов

Во время работы над картиной, Валерий Тодоровский много рассказывал актерам о своем детстве в Одессе, о своей маме, о родственниках. Поэтому образ Раисы Ировны получился собирательным. На вопрос режиссера о том, как русская Розанова обирается играть еврейскую маму, она ответила: «Точно так же, как и русскую, с душой!» По ее убеждению, глаза мам не имеют национальности.

В первоначальном сценарии «Одессы» Раиса Ировна была пышнотелой женщиной — типаж совершенно не Розановой. Чтобы ее сыграть, актрисе пришлось бы облачаться от пят до ушей в специальный костюм с толщинками. Но после совместных кинопроб Розановой и Ярмольника, Тодоровский переписал сценарий под Ирину Юрьевну.