7 декабря 2019

Лучшая Баба-Яга: Как Георгий Милляр дебютировал в роли Золушки и почему стал играть женщин

Георгий Милляр Баба Яга

Он сыграл в 117 фильмах, большей частью это были эпизодические роли, но зрители до сих пор помнят и любят его сказочных лиходеев: Бабу-Ягу, Кащея Бессмертного, Чудо-Юдо. Георгия Милляра называли самым обаятельным представителем нечистой силы, главной Бабой-Ягой и королем эпизода.

Дебютировал в роли Золушки

Георгий Милляр в детстве
Георгий Милляр в детстве

Гоша родился 7 ноября 1903 г. в семье француза Франца де Мильё и Елизаветы Журавлевой, дочери русского золотопромышленника. Мальчик рос в роскоши, окруженный боннами и гувернантками. Даже ранняя смерть отца не сказалась на благосостоянии семьи. После революции Георгий изменил фамилию на более демократичную Милляр и всю жизнь скрывал свое происхождение.

Георгий Милляр в юности
Георгий Милляр в юности

Он с раннего детства увлекался искусством. После гимназии юноша трудился бутафором в Геленджикском театре, пока не понадобилось срочно заменить заболевшую актрису. Так состоялся его сценический дебют в роли Золушки. Субтильный юноша легко перевоплотился в сказочную героиню, и зрители не заметили подмены. После этого Милляру стали доверять небольшие роли в театре.

Георгий Милляр в молодости
Георгий Милляр в молодости

В 20 лет молодой человек поступил в театральную Школу юниоров, на базе Московского театра революции. Преподавателей смущала нестандартная внешность Георгия и явные проблемы с дикцией. Но очевидный актерский талант позволил ему успешно закончить учебу.

Блестяще исполнявший хара́ктерные роли, молодой актер быстро стал любимцем публики. Критики отмечали его способности в области мимики и пластики, которые могли бы найти применение в кино. Вначале 30-х он сыграл в нескольких эпизодах, а первую крупную кинопробу провалил из-за сильного волнения.

Царь Горох, «По щучьему веленью», 1938 г.
Царь Горох, «По щучьему веленью», 1938 г.

Когда режиссер Александр Роу подбирал актеров для своей первой сказки «По щучьему веленью», он вспомнил о смешном, нескладном Милляре и пригласил его на роль царя Гороха. Актер, которому на тот момент было всего 35 лет, гениально перевоплотился в сумасбродного дряхлого старикашку. Так началась многолетняя дружба режиссера и актера.

Квак, "Марья Искусница", 1959 г.
Квак, «Марья Искусница», 1959 г.

Милляр сыграл 30 персонажей в 16-ти постановках Александра Роу: в некоторых фильмах он исполнял 2-х и даже 3-х второстепенных героев.

Баба-Яга – роль совсем не женская

В сказке «Василиса Прекрасная» Милляра назначили на роли старика-отца и гусляра. Но у режиссера была вакантна роль Бабы-Яги, и тогда Георгий убедил друга, что этот образ просто создан для него:

«Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернется, а она тут же реснички себе подрисует. Да и физически это тяжело. А я все стерплю».

Баба-Яга, «Василиса Прекрасная», 1939 г.
Баба-Яга, «Василиса Прекрасная», 1939 г.

Он сам прорабатывал образ сказочной злодейки, оттачивал походку, жесты, интонации. Внешность позаимствовал у старухи, которую видел когда-то в Крыму: крючковатый нос, согнутая спина, похожие на паклю седые волосы. А сварливые нотки, склочный характер, дребезжащий голос, актер перенял у сварливой соседки по коммуналке. Баба-Яга в его исполнении получилась настолько страшной, что дети действительно пугались до слез.

Кащей Бессмертный, 1945 г.
Кащей Бессмертный, 1945 г.

«Моя стихия – сказочные образы»

Георгий Милляр понимал, что с его внешностью нельзя рассчитывать на главные мужские роли, поэтому сделал ставку на ярких сказочных персонажей.

Пиковая Дама, «Новые приключения кота в сапогах», 1958 г.
Пиковая Дама, «Новые приключения кота в сапогах», 1958 г.

Только Бабу-Ягу он сыграл 8 раз, и в каждом фильме привносил в ее образ какую-то изюминку, добавлял иронию, юмористические бытовые подробности. И вот его героиня уже не страшная ведьма, а старая больная женщина, которую мучает радикулит. Он наделял сказочных персонажей человеческими чертами. Кроме того, сам исполнял все трюки. Возможно, поэтому его персонажи становились настоящим украшением фильмов.

Черт, «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961 г.
Черт, «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961 г.

Кроме сказочных героев, он сыграл сотню эпизодических ролей, озвучил 62 мультфильма и мечтал о драматических ролях. Георгий Францевич хотел изобразить Суворова, Цезаря, Вольтера. Но ему так и не удалось реализовать свой талант в серьезном кино.