Звания супермодели первой удостоилась англичанка Твигги в 1967 г. А уже через год журнал Glamour составил список из 19 моделей, которым присвоил приставку «супер».
В конце 80-х начинается «золотая эпоха супермоделей». Звезды мира моды сначала встали на одну ступень с кино-, поп- и рок-звездами, а чуть позже даже превзошли их по популярности.
В начале 90-х имена супермоделей гремели на весь мир и были синонимами успеха, гламура и роскошной жизни. Звезд подиума знали также хорошо, как и голливудских актрис, а профессия модели стала самой желанной у юных девушек. Считается, что наибольшей популярности достигла «великолепная пятерка», в которую входили: Кристи Тарлингтон, Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста, Татьяна Патитц, Синди Кроуфорд. Вскоре к ним примкнули Клаудиа Шиффер и Кейт Мосс, образовав «большую семерку».
Супермодели получали баснословные гонорары и продавали свои имена как бренды. Вся суть этого феномена нашла отражение в самоуверенной фразе Линды Евангелисты «Я не встаю с постели меньше, чем за 10 тысяч долларов в день». Селебрити мира моды стали постоянными персонажами светской хроники, героинями ток-шоу, они снимались в фильмах и музыкальных клипах — превратились в идолов массовой культуры.
Впрочем, уже к середине 90-х голливудские дивы и кумиры поп-музыки начали отвоевывать свои позиции, а эпоха звезд подиума стала клониться к закату, продлившись менее 10 лет. Смена предпочтений у людей произошла настолько резко, что помимо логических объяснений причин упадка популярности супермоделей, возникли и конспирологические теории.
Одна из «теорий заговора» гласит, что ведущие модельеры и редакторы глянцевых журналов устали от высокомерного поведения и нахальных выходок звездных моделей. Поэтому боссы высокой моды приняли меры, чтобы ограничить их влияние. Одной из таких мер стало понижение гонораров. Многие модные дома объявили, что больше не могут выплачивать астрономические суммы за один выход на подиум. Историки моды склонны считать, что крылатая фраза Линды Евангелисты стала одной из причин уменьшения гонораров подиумных небожительниц.
По другой версии, причины кроются в изменении модных тенденций. Мировые кризисы уменьшили количество приверженцев одежды «от кутюр». Тренд на роскошь прошел, в моду вошла умеренность и осознанное потребление. Многие дизайнеры переключились на создание менее претенциозных нарядов. Соответственно, для их демонстрации требовался совершенно другой типаж моделей. Ярких звезд на подиуме сменили девушки с нейтральной внешностью. Они выгодно подчеркивали более простой образ и не затмевали его своей красотой.
На подиуме и глянцевых обложках появлялись новые модели, но никому из них не было суждено заиметь славу «большой семерки». Успех новых топ-моделей был таким же коротким, как вспышка фотоаппарата. Девушки быстро уходили из поля видимости и про них все благополучно забывали.
В 2007 г. Клаудия Шиффер констатировала конец эпохи супермоделей в интервью британской газете Evening Standard. По словам самой знаменитой звезды подиума, чтобы стать супермоделью, нужно одновременно появляться на всех обложках глянца, по всему миру. Именно так возникает слава звезд модной индустрии. Сейчас это практически невозможно. Глянец поменял своих героев — его интересуют звезды кино и эстрады.
Шиффер считает, что из тех, кто пришел после них, только Жизель Бюндхен может считаться супермоделью. Ее имя и лицо знают во всем мире. Наоми Кэмпбелл придерживается того же мнения: после Жизель не появилась ни одной супермодели, топ-моделям просто не позволяют стать популярными.
Кто из русских топ-моделей сейчас самый востребованный на мировых подиумах, смотрите в этом видео: