В 80-е годы песни группы «Мираж» знала вся страна, без этих композиций не обходилась ни одна дискотека, кассеты с их записями расходились миллионными тиражами, но сам коллектив оставался загадкой для поклонников. Публика не знала имен вокалисток, не видела их лиц. В тени оставался человек, создавший популярную группу и организовавший одну из самых дерзких афер на советской эстраде.
Начало звездного пути группы «Мираж»
Студент МАИ, музыкант-самоучка Андрей Литягин в 1985 г. создал коллектив «Зона активности», в котором играл на клавишных инструментах. В группе не хватало женского голоса, и для записи песен Андрей пригласил свою подругу Маргариту Суханкинку. Проект не обрел популярность, и через год Литягин совместно с Валерием Соколовым дают группе название «Мираж», ориентируются на музыку в стиле диско и женский вокал. Для записи первых хитов «Видео», «Звезды нас ждут», «Эта ночь» вновь пригласили Маргариту.
Девушка в то время училась в Московской консерватории и мечтала стать оперной певицей, а запись хитов для «Миража» восприняла как полезный опыт. Но ее педагог по вокалу заметила изменения в тембре голоса, и поняла, что студентка поет не только классические партии. Суханкиной грозило отчисление из консерватории, она решила не рисковать будущей карьерой и отказалась от сотрудничества с группой «Мираж», попросила нигде не упоминать ее имени.
Все солистки «Миража» пели голосом Маргариты Суханкиной
После долгих поисков Андрей Литягин пригласил в коллектив Наталью Гулькину, чей голос немного напоминал вокал Маргариты Суханкиной. Наталья записала 5 песен, и первый альбом «Звезды нас ждут» вышел в свет в марте 1987 г. Песни быстро обрели популярность, звучали из всех окон, и Литягин решил, что «Мираж» готов к гастрольной деятельности. Для выступления на концертах в группу взяли еще одну девушку – Светлану Разину. Она не могла похвастаться вокальными данными, зато привлекала зрителей эффектной внешностью.
«Мираж» гастролировал по стране, собирая неизменные аншлаги на стадионах. У группа было до 90 концертов в месяц, но спрос все равно превышал возможности музыкантов. Тогда Литягин решился на авантюру: он отправил на гастроли несколько коллективов, которые выступали под готовые фонограммы Суханкиной. Поскольку зрители в провинции не знали в лицо солисток «Миража», то не замечали подмены.
На пике популярности группу покидает Наталья Гулькина, создав проект «Звезды». Вскоре Светлана Разина выходит замуж за продюсера Валерия Соколова, и они организуют коллектив «Феи». Однако новые проекты не имели такой популярности как «Мираж». Для записи второго альбома Литягин вновь пригласил Маргариту Суханкину – без ее голоса музыкантов ждал провал, поскольку новые солистки не дотягивали до нужного уровня.
Калейдоскоп солисток и спад популярности
А вокалистки менялись одна за другой: на смену Гулькиной и Разиной пришла Ирина Салтыкова, а за ней – Инна Смирнова. Все они по-прежнему пели под фонограмму Суханкиной.
За тем в группе солировала Наталья Ветлицкая, которая появилась в первом клипе «Мираж». В 1989 -1990 гг. по Союзу гастролирует почти 100 клонов популярного коллектива.
Когда солистка основного состава Ветлицкая заболела, на сцену в срочном порядке пришлось выйти костюмеру Татьяне Овсиенко. Которая открывала рот под фонограмму Суханкиной. С этого момента у «Миража» появилось медийное лицо. Литягин выпустил плакаты и кассеты с портретом Овсиенко, она стала первой солисткой коллектива, которая давала интервью и выступила в финале «Песни года -89».
В 1990 г. на место вокалистки пришла Екатерина Болдышева, которая обладала хорошим голосом и исполняла песни без чужой фонограммы.
Вскоре распался Советский Союз, в стране начался длительный кризис, музыка «Миража» утратила актуальность, и популярность пошла на спад. Андрей Литягин раскрыл все тайны дерзкой аферы только в 2005 г., и пожалел только об одном: что в свое время не создал по 80 «Миражей» в каждом городе.